pavelrudnev (pavelrudnev) wrote in mxatschool,
pavelrudnev
pavelrudnev
mxatschool

Categories:

«…Bravo, Russo!..», реж. Елена Бутенко-Райкина, ШС МХАТ

Оригинал взят у ajushka в «…Bravo, Russo!..», реж. Елена Бутенко-Райкина, ШС МХАТ
Спектакль, назначенный на 15 декабря, перенесли из-за болезни одной из актрис: прибежала в мороз и обломалась, но сегодня в ещё больший мороз все-таки отправилась посмотреть. За преданность театру мне перепала маленькая награда:)
Студенческий спектакль по повести И.С. Тургенева «Вешние воды» получился неожиданно ироничным, даже смешным, и очень юношеским, позитивным, трогательным, какими бывают воспоминания о первой любви. Поначалу даже не поняла без программки, что это Тургенев: все "заграничные герои" так старательно говорили с акцентом, что было ощущение, будто и автор может быть только иностранцем - получилось такое звукопогружение в среду, что стало для меня неожиданностью, а для ребят казалось своеобразным этюдом, экспериментом, который каждый обыгрывал по-своему.

История о том, как юный Дмитрий волею судьбы попал в водоворот страстей и роковых событий, рассказывается легко, музыкально, стремительно, как летят друг за другом события тех дней его жизни.
Молодые актеры перевоплощаются на ходу, складывая-раздвигая нехитрые декорации, словно детали конструктора, которые превращаются то в стены дома итальянки Джеммы, то в арки парка, то в коней: так ребенок играет ложками-кастрюлями, которые в его фантазиях короли и шикарные кареты. Художник Анжелика Бажина придумала "вешние" костюмы под стать теме, рассказчик Никита Смольянинов на глазах постепенно обрастал бородкой и усами, за этими превращениями было интересно следить, не отрываясь: я была полностью поглощена событиями на сцене. Тем более, что и студентам настолько интересно играть, заражаешься их энтузиазмом и верой, что всё это происходит не когда-то давно, а здесь и сейчас, что подчеркивается демонстрацией слайдов-фотографий, будто бы сделанных Дмитрием на память и просматриваемых на экране ноута в интернет-кафе.

Джемму играла Анастасия Пронина, девочка, которую я отметила ещё на 1 курсе во время творческого вечера Константина Райкина в ЦИМе, когда он перемежал рассказы о своей жизни показами этюдов, сделанных недавно набранными студентами. Настя, маленького росточка, похожая чем-то на Джульетту Мазину, была вдохновенна и выразительна. За прошедшее время она сильно набрала в актерском плане, это было видно и на "Окончательном монтаже", хотя это спекакль хореографический скорее, чем драматический, и сегодня в роли Джеммы. Мал золотник, да дорог - это про неё. Ей удается сыграть разные чувства, самостоятельно, может быть, и не прожитые пока, с тонкими переходами, с пониманием переживаний своей героини.

Потрясающе смешно, гротескно сыграла маму Джеммы Анна Даукаева, по которой нельзя было сказать, что это у неё была температура 40 в субботу. Яркая актриса, которая не боится быть некрасивой и смешной, и хотя она ни капли не похожа внешне на Раневскую, а Фаина Раневская не играла таких "истерических" ролей, кажется, у неё все героини были с достоинством, пусть и смешным, но почему-то глядя на Анну в этой роли я вспомнила именно Раневскую.

Сложную смену чувств, судьбу хорошо сыграл Илья Денискин (Дмитрий).
Выразительно иронизировал над своим героем Игорь Бычков.
Второе, "русское", действие чуть проигрывало первому, "Итальянскому", в легкости, что может быть весьма логичным. Показалось, что Наталье Качаловой, исполнившей роль коварной соблазнительницы, играть роковую женщину неловко в силу полученного воспитания:) Но, возможно, она волновалась, т.к. в зале были мастера курса: у нас, девушек, столько поводов волноваться:)

Вообще, студенты за эти годы приобрели какую-то внутреннюю силу, из "подростков" превратились в "молодых людей": их актерство стало органичным, воздушным, отточенным, уверенным в себе с явной тенденцией к развитию, раскрытию. Так приятно смотреть на них и представлять их во взрослых ролях и театрах, как вижу сейчас Антона Шагина или Марьяну Спивак, Юлию Пересильд или Павла Акимкина: сердце радуется, что те, кого успела полюбить ещё студентами, состоялись, востребованы, служат. 2 года назад на мастер-классе Константина Райкина крикнула ребятам "молодцы!", а он сказал: "Потом скажете", так вот всё-таки труженики и молодцы!:))

«…Bravo, Russo!..» - история russo-предательства, ставшего судьбой, одиночеством для Дмитрия, и счастьем для Джеммы: каждый получил то, что заслуживал. Грустная повесть заиграла совсем другими красками благодаря особому взгляду режиссера Елены Бутейко-Райкиной, и можно спорить об акцентах, нужно ли из Тургенева нечто похожее на водевиль, но мне такой взгляд показался интересным, живым: так много печального, трагедий, боли, несовпадений в нашей жизни, что с годами все больше хочется легкости в трудном выборе судьбы, принятия её такой, какая она есть, иронии и юмора в потоке событий и грузе быта.

А теперь про везение-бонус.

Купила перед началом книгу Смелянского "Уходящая натура", сижу в зале, смотрю фотографии, дохожу до фотографии Константина Райкина, начинаю улыбаться: он сидит через одно свободное кресло от меня. Вдруг он просит посмотреть книгу. Разволновалась, конечно, потому что люблю его очень давно, бесконечно уважаю, спектакли с ним могу смотреть по несколько раз. Ну, конечно, воспользовалась случаем, сказала, что у него всегда талантливые курсы, он поблагодарил, напомнила ему, что подходила к нему после его творческого вечера, он внимательно переспросил, где, в ЦИМе, отвечаю, я вам ещё сказала, что люблю вас:) Он чуть улыбнулся и сказал "спасибо". Тогда тоже, но эти "спасибо" почему-то разные оказались. Внимательно смотрел книгу, сказала: "Хотите, подарю, мне приятно будет". Отказался, сказал, что у него это всё есть в другом издании.
Каждый раз забываю ему сказать, что видела его ещё в "Современнике" в спектаклях "Двенадцатая ночь" и "Монумент", в котором он так хорошо сыграл гада и подлеца, что цветы я подарила его партнеру, Смолякову, кажется.

Райкин удивительно реагировал на происходящее на сцене: так мама проговаривает губами за ребенком заученное стихотворение. Он повторял с акцентом движения рук актеров, громко смеялся, и даже плакал, как мне показалось. Очень погруженно и эмоционально смотрел, проживая вместе с актерами всё, что они показывали.
Я там тоже всплакнула, кстати. И смеялась, потому что ребята набаловались в ролях, как дети, и воспоминания о любви, что освещает, слезы выпустили наружу.

Такой вот счастливый вечер сложился, несмотря на сильный мороз и желание посидеть дома.
Театр - удивительное создание человека. Место для чувств и изменений в душе к лучшему.
Всевидящее Око

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments